Прежде всего, я хотел бы передать всем присутствующим приветствие от исполнительной власти Крыма, от главы Республики Крым Сергея Валерьевича Аксенова, который является и руководителем нашего правительства.
Народ в Крыму на подъеме, он празднует то, что глубинно в своей душе ощущает как свою победу, как оправдавшиеся надежды и мечты на свое благополучие и процветание в будущем.
Люди, которые перед вами сейчас выступили – В.А. Константинов и С.П. Цеков – настоящие герои Крымской весны! Это не слова, их жизнь, как и жизнь С.В. Аксенова, действительно, была под прицелом. Происходили события, которые в любой момент могли привести к их аресту и физической ликвидации, как и всех инициаторов Крымской весны. Я вспоминаю наполненные драматизмом слова Владимира Андреевича Константинова, которые транслировались по всем каналам российского телевидения. Когда он в конце февраля с группой депутатов говорил о том, что они не принимают то, что происходит в Киеве, что они не будут мириться с переворотом и объявляют проведение референдума в Крыму, который в течение нескольких дней превратился в референдум о провозглашении независимости и воссоединении Республики Крым со своей родной землей - Российской Федерацией. Это были крайне драматичные события. Предпринимались попытки со стороны СБУ и «Правого сектора», который активно действовал в Крыму, не допустить проведения референдума и уничтожить людей, которые провозгласили эту линию. Слава богу, что нашлись пассионарные люди, патриоты России (они всегда были патриотами России и не скрывали своих воззрений), которые устояли в этой борьбе. То, что откликнулась Российская Федерация, а президент В.В. Путин воспринял ситуацию близко к сердцу и принял решение поддержать борьбу крымчан за самоопределение, дало возможность сохранить десятки, если не сотни тысяч жизней жителей Крыма.
Крым запустил процесс восстановления цивилизационных сил всей России, защиты нашего исторического пространства. Но как показывают события, этот процесс будет сопряжен с большими трудностями, геополитическими, в том числе и военными рисками. Сегодня мы можем констатировать, что худший сценарий трансформации сложившегося ранее мироустройства набрал обороты. Сегодня нам очень важно провести исторический анализ. Я как историк начинаю задумываться над тем, в чем состоят наши преимущества и слабости. В частности, на Украине были приняты меры по осуждению героев Крымской весны, проведены судебные процессы. Сделали ли мы то же самое, например, в крымских судах в отношении преступников, совершивших насильственный государственный переворот в Киеве? Может быть, еще и не поздно это сделать, чтобы они знали, что над ними будет висеть Дамоклов меч российского правосудия за преступную деятельность в 2014 году. Правильно ли было представителю российской стороны Владимиру Лукину не подписывать соглашение с Виктором Януковичем с оппозиционными лидерами о гарантиях достигнутых договоренностей, которые подписали министры иностранных дел Польши, Германии и Франции? Какие возможности предотвращения переворота открывало бы перед нами подписание соглашения о гарантиях? Как бы мы могли действовать по восстановлению законной власти, будучи гарантами этого процесса? Я не даю ответов, они могут быть разными. Я ставлю эти вопросы как ученый, который желает прийти к истине, к правильным выводам.
Следующий пункт: спокойное принятие Россией санкций в отношении Крыма и России со стороны Запада, которые стали идти по нарастающей. К чему это может привести в будущем и каковы могли быть наши действия более решительного свойства против санкций с самого начала? Я знаю, как действовали другие, более слабые, чем Россия государства. Они заявляли о том, что языком санкций с ними разговаривать не следует и не получится, поэтому с тем, кто будет вводить против них санкции, будут разорваны дипломатические, экономические, политические и другие отношения. И в итоге, столкнувшись с решительной реакцией, государства не шли на такие меры, как санкции. Сейчас в мире наблюдается шквал санкций, которые начались с Крыма. Недавно я встречался с Жаном-Полем Картероном, основателем форума Кран Монтана. По его мнению, санкционный путь - тупиковый. Он либо приведет к войне, либо надо отменять санкции, потому что войны никто не хочет. Да и невозможно в условиях нашего высокого уровня технологического развития думать о возможности ведения войны, война ведет лишь к катастрофе и уничтожению человечества. То есть, санкционный режим должен быть подвергнут системному научному анализу сегодняшними учеными, политологами. Понятно, что санкциями Россию не сломить, это было с самого начала пустой затеей.
Хотелось бы в связи с вышеизложенным выдвинуть несколько тезисов. Первое: нужно четко осознать, что ни Украина, ни Запад в ближайшей перспективе Крым нам не простят, Новороссию в покое не оставят, в Донецке, Луганске все будет продолжаться, потому что и эти действия, и введенные против нас санкции не являются инструментом изменения в России власти на более лояльную. Они же понимают, что наша власть и так достаточно толерантна к Западу, готова с ним вести конструктивный диалог. Они нацелены на иное – на демонтаж России как конкурента на международной арене, на её дробление без войны на множество вассальных государственных образований, которые добровольно откажутся от своего ядерного потенциала.
Второе: современный украинский кризис, чреватый многими рисками, - это комплексный антироссийский проект. В нем и внешнеполитическая, и экономическая составляющие, и информационная, и дипломатическая, и культурная, и иная война. Действия США, их союзников из ЕС и стран-сателлитов позволяют полагать, что организаторы проекта пустили в ход сценарий серьезного геополитического конфликта. А самое главное, что должны осознать на Украине: они не что иное, как простой инструмент борьбы с Россией. 40 миллионов украинцев нужны как пушечное мясо. Других функций для них не предвидится. Сохранение на Украине агрессивной антироссийской власти рано или поздно приведет к столкновению между Россией и Украиной, и, на мой взгляд, сам собой этот конфликт не уладится. На Украине рано или поздно придется тем или иным способом наводить порядок.
Тема Крыма выявила, что русский вопрос на постсоветском пространстве есть, он обострился на всей территории исторической России. И он не решен, если смотреть на Прибалтику и на развитие событий в Казахстане, Белоруссии, Молдавии и самой Украине. Мы должны понимать, как выстраивать стратегию решения вопроса Русского мира и выживания русских на своих исторических землях, где они – коренной народ. На мой взгляд, здесь необходим путь интеграции, путь создания Евразийского экономического союза, а потом и не только экономического. Но реального союза. И этим надо заниматься активно и быстро. Иначе мы не успеем за событиями, которые развиваются в перечисленных мною странах в негативном направлении.
Кроме того, нам следует осознать и втолковать нашим западным партнерам, тем, кто инспирирует санкционную и иную агрессию против России, что наша историческая выживаемость и выносливость при наличии трети мировых запасов природных ресурсов и при нашем историческом опыте (я имею в виду все войны и кризисы, которые наш народ переживал) гораздо выше, чем у впадающей во все более глубокий кризис безресурсной и привыкшей к комфорту Европы. Поэтому попытки нас изолировать, заставить изменить политику санкциями – бесперспективны и абсурдны. В этом контексте столь же тщетны усилия евроястребов недопустить восстановления и последующего процветания Крыма, который на Украине существовал в нищете как пасынок.
Таким образом, обеспечение развития и превращения Крыма в образцовый субъект Российской Федерации – это политическая задача всей Российской Федерации. Это наш престиж, наша репутация, демонстрация наших возможностей, способностей, мощи, силы и консолидации нашего народа. Поэтому применение к нему нашими технократами и финансистами обычных лекал недопустимо, так как способно лишь завести республику в категорию вечно просящих деньги регионов. Крым всегда имел тот потенциал, который обеспечивал ему собственное благополучное экономическое развитие. Поэтому хотелось бы надеяться, что его воссоединение с Россией станет отправным пунктом для изменения изживающего себя политического и экономического уклада, который возник в нашей стране в 90-е годы. Иными словами, давайте видеть в Крымской весне перспективу формирования новой цели и нового смысла развития всей России.