«Иностранцы едут в Крым, несмотря на санкции», интервью Г.Л. Мурадова РИА Новости 16.03.2019

21. 03. 2019

Исторический общекрымский референдум прошел марта 16 марта 2014 года, а спустя два дня был подписан договор о принятии полуострова в состав Российской Федерации и образовании двух новых субъектов — Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Вице-премьер правительства Крыма, постоянный представитель Крыма при президенте России Георгий Мурадов рассказал в интервью РИА Новости, какие международные контакты наладил Крым за пять лет в составе России, пугают ли иностранцев возможные санкции и какие впечатления остаются у них после посещения полуострова. Беседовал Виктор Лященко.

— Георгий Львович, кто из иностранных делегаций посетит Крым по случаю пятилетия воссоединения полуострова с Россией?

— Официальную пригласительную кампанию мы не проводили. Однако многие друзья Крыма сообщали, что намерены приехать. Хотят быть рядом с крымчанами в эти знаковые для нас дни. В частности, наибольший интерес к нашему юбилею проявляют представители крупнейших европейских стран. В Крым приедут также иностранные журналисты.

В Москве также пройдет большое количество юбилейных мероприятий. Теме воссоединения полуострова с Россией будет посвящена международная конференция, куда приглашены политики, ученые, политологи, а также иностранная делегация. Это порядка 12 человек, представляющих координационный совет международной ассоциации "Друзья Крыма". Конференция пройдет 21 марта в министерстве иностранных дел РФ.

— По вашим оценкам, насколько Крым становится востребованным у иностранцев?

— Крым ежегодно после 2014 года посещали в среднем от 100 до 150 делегаций. Последние годы эта планка была даже превышена. В Крыму за последние пять лет побывали люди со всего мира.

На полуострове уже работают десятки фирм с иностранным участием. В основном из европейских государств. Мы не разглашаем их владельцев, но их количество, несмотря на санкционные барьеры, с каждым годом растет.

Туризм, как и бизнес, это также показатель привлекательности Крыма. В прошлом году полуостров посетило около 7 миллионов туристов, из которых порядка миллиона — иностранцы. Большая часть, около 80 процентов от общего иностранного турпотока, приходится на Украину. Растет количество туристов из Китая. Счет уже идет на тысячи человек в год.

Первая пятилетка стала рекордной в посещаемости Крыма зарубежными гостями, и эта тенденция демонстрирует быстрый рост, который усилится в связи с вводом в строй железнодорожного моста.

— С какими настроениями иностранцы уезжают из Крыма?

— Иностранцы, побывавшие в Крыму, говорят о том, что они восхищены темпами масштабного преобразования региона. Их поражает грандиозность Крымского моста, нового аэропорта Симферополя, они видят построенные школы, дороги, больницы, храмы.

Обращают внимание на строительство Соборной мечети, которое идет быстрыми темпами вопреки утверждениям киевских властей о притеснении мусульман, в частности крымских татар. Все как раз говорит о последовательном соблюдении прав всех народов в Крыму.

— Иностранцы не опасаются ехать в Крым из-за возможных санкций?

— Никакие угрозы украинских репрессий не пугают иностранцев. Наоборот, это еще больше подстегивает интерес к Крыму, особенно у представителей европейских стран. Они прямо указывают, что один из мотивов их визитов на полуостров — это упорные и озлобленные попытки киевских властей не допустить приезда иностранцев. Все это побуждает их лично посмотреть, что на самом деле происходит в Крыму.

— Как вы думаете, почему украинские туристы выбирают Крым?

— Крым для многих украинцев стал примером успешного развития территории. Многие с завистью говорят, что хотели бы, чтобы так же развивалась и их страна. Эти успехи вызывают озлобление киевских националистических властей, которые всячески пытаются препятствовать поездкам жителей Украины в Крым, хотя многие из них едут к своим родственникам.

Я думаю, что и после выборов, независимо от того, кто придет к власти на Украине, человеческие, семейные, гуманитарные связи крымчан с украинским населением, которое для нас является братским народом, а по иным оценкам, даже частью единого народа, будут дальше развиваться и крепнуть.

— Какие страны станут главными торговыми партнерами Крыма в 2019 году?

— В числе центральных направлений, связанных с работой на внешнеэкономическом направлении, является развитие торговых отношений с восстанавливающейся Сирией. Это важно и для оживления работы крымских морских портов. Сейчас большие объемы грузов идут на Сирию неорганизованно. Созданный нами Крымско-сирийский торговый дом сможет сконцентрировать и упорядочить этот процесс.

Мы завершаем все процедуры, связанные с его регистрацией в полном объеме. Нам предстоит открыть филиал и счета в Сирии, а также серьезно увеличить уставной капитал. Конкретным инструментом, облегчающим перевозку товаров, станет совместная судоходная компания. Переговоры о форме и принципах ее работы уже определены. В скором времени она будет зарегистрирована. В наших планах также подписание соглашения о сотрудничестве между Крымскими морскими портами и сирийским портом Латакии. Это довольно крупный сирийский порт, с хорошими многопрофильными терминалами. В общем, там есть все, что требуется для поставки крымских товаров и экспорта сирийских.

— Когда в Сирию уйдет первое судно?

— Корабли в Сирию уходят постоянно, в том числе из портов Крыма. Но что касается совместной судоходной компании, то ее учреждение займет несколько месяцев. Хотя подчеркну, и сейчас сотни тысяч тонн зерна из Крыма в Сирию уже поставляется. Бизнес работает, но пока неорганизованно и неэффективно, неся большие потери от такой неупорядоченной, подверженной санкциям Запада торговли. Очень много посредников, перекупщиков. Торговый дом и судоходная компания значительно снизят потери для производителей и торговли. Все это удешевит и сделает более конкурентоспособными российские товары на сирийском рынке, и наоборот — сирийские в России.

Торговый дом уже подготовил первую партию к отправке в Сирию на попутных судах. Так что фактически торговля с Сирией по линии торгового дома уже ведется.

— Помимо торговли, какие еще проекты связывают Крым и Сирию?

— Дети, пострадавшие от военных действий, а также ряд военнослужащих сирийской армии пройдут в этом году в крымских здравницах реабилитацию. Соответствующие приглашение было сделано главой республики Сергеем Аксеновым в ходе визита в Сирию.

— Сколько участников сейчас насчитывает международная ассоциация "Друзья Крыма"?

— Клубы ассоциации созданы более чем в 20 странах мира. Еще 15-17 — в стадии формирования. Это не бюрократические структуры и не юридические лица. Это добровольные объединения людей, которые ведут большую работу по распространению объективной информации о Крыме в своих странах. Это народные дипломаты, которые помогают миру узнать правду как о событиях крымской весны, так и о современном, гармонично развивающемся Крыме в составе Российской Федерации.

— Как вы оцениваете инициативу Киева создать международную платформу "Друзей деоккупации Крыма"?

— Полная глупость. Какие могут быть у деоккупации друзья? С таким же успехом можно создать платформу друзей экономического развала Украины. Помощников в этом деле у Украины предостаточно.

— Как вы считаете, каковы шансы крымских музеев вернуть коллекцию скифского золота, на которую также претендует Украина?

— Согласно международному музейному праву, все экспонаты, которые были взяты на выставку в соответствии с контрактом, должны быть возвращены музеям. В конвенции ЮНЕСКО зафиксировано право народа на защиту и сохранение собственных культурных ценностей. Коллекция скифского золота — это крымские археологические находки, и только крымский народ имеет на нее право.

Кроме того, действуют положения, касающиеся неразрывности музейных коллекций. Находящаяся в Голландии выставка была собрана из разных крымских музеев. Их отсутствие разрушает сохранность и единство всей коллекции. Если исходить из этих вполне понятных принципов, то наши культурные ценности должны были вернуть на родину.

Однако вмешивается политика. Я бы охарактеризовал политические требования со стороны Киева как попытку грабежа, а колебания европейских музейщиков как пособничество этому грабежу. Те, кто творит эту несправедливость, должны учитывать, что Россия — это великое государство, в том числе в сфере культуры и культурного наследия. И те, кто ведет себя таким образом, могут лишиться перспектив культурного сотрудничества и обменов с нашей страной. Мы просто не будем доверять тем музеям, которые ведут себя столь бесчестно.

С такими вещами не стоит шутить. Надо четко выполнять международные правила и предписания. Коллекция должна в полном объеме вернуться в Крым. Это будет законное, правильное и справедливое решение.

— Ведутся ли переговоры о возобновлении паромного сообщения с Турцией?

— Пока мы не вернулись к этой теме, хотя она абсолютно назревшая. Рано или поздно нам придется выстраивать сообщение с Турцией. Главное, чтобы это осознали турецкие партнеры.

— Будет ли Крым поддерживать соотечественников, проживающих на Украине?

— Поддержка глубиной связи с украинским народом — это одна из важнейших задач крымского гражданского общества. Крым — это пример уважительного взаимоотношения между русскими и украинцами. Украинский язык признан одним из государственных в Крыму, оказывается поддержка украинской культуре.

Оторвавшись от родного дома, Украина может прийти только к катастрофе и разрушению своей национальной идентичности, которая выстраивалась вместе с русской идентичностью.

Нам бы очень хотелось предотвратить такое развитие событий. Хочет Украина быть с Крымом, о чем так часто кричат киевские власти, пожалуйста, пусть возвращается в семью братских народов и тогда она точно будет вместе с Крымом.