Статья Заместителя председателя Совета министров РК – Постоянного Представителя Республики Крым при Президенте РФ Г.Л.Мурадова «Крымский разворот в геополитике: вызовы, риски, перспективы для страны и Русского мира» в журнале "Международная жизнь"

26. 01. 2016

Приветственное слово и статья «Крымский разворот в геополитике: вызовы, риски, перспективы для страны и Русского мира» в журнале «Международная жизнь» (№ 1 2016 года) Заместителя председателя Совета министров Республики Крым – Постоянного Представителя Республики Крым при Президенте РФ Г.Л.Мурадова. С приветственным словом Г.Л.Мурадов выступил 19 октября 2015 года в г. Ялте на Международной конференции «Особенности современных интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Крым – новая реальность».

Георгий Мурадов, заместитель председателя Совета министров Республики Крым - постоянный представитель Республики Крым при Президенте РФ (Россия): Хотел бы передать приветствие и самые добрые пожелания участникам конференции от имени Совета министров Республики Крым. Ваш уже ставший традиционным форум, можно сказать «клуб интеллектуалов», имеет особое значение для Крыма, потому что обсуждает самые животрепещущие проблемы современности, которые связаны и с судьбой Крыма. Хочу напомнить, что форум проходил еще в те годы, когда Крым только «плыл в родную гавань», как сказал наш президент, но последние два года мы проводим конференцию в российском Крыму.

Экспертные оценки, мысли, идеи, которые прозвучат здесь и будут касаться перспектив нашего совместного развития, будут восприняты должным образом и с благодарностью. Думаю, что наши ялтинские международные конференции превращаются в одну из центральных площадок в России, касающихся проблем современной интеграции и их взаимосвязи с происходящими в мире процессами. Желаю нашему форуму хороших результатов.

Крымский разворот в геополитике: вызовы, риски, перспективы для страны и Русского мира

Георгий Мурадов: После прямой агрессии Запада против Русского мира на Украине и праведного крымского восстания против киевской хунты разворот в геополитике стал очевиден. Стрелка мирового барометра сегодня остановилась на отметке «конфронтация». 

Характерной чертой нынешней фазы является тот факт, что в последнее время не только в западной прессе, но и в политологическом сообществе, и даже в парламентских кругах одной из самых обсуждаемых тем стала тема будущей войны с Россией. Причем обсуждается она не в контексте «возможно - невозможно», а исключительно в практическом преломлении - кто будет участвовать в грядущем боевом столкновении, какие виды вооружений могут быть пущены в ход, какие возможны последствия, сколько будет жертв с обеих сторон и т. д. То есть неизбежность грядущей войны даже не обсуждается - обсуждаются ее детали.

Причем подготовка к будущей войне идет не только на словах. Блок НАТО лихорадочно наращивает «военные мускулы» в Прибалтике, ведет активную подготовку к развертыванию новых систем противоракетной обороны в Польше, Болгарии и Румынии, разрабатывает варианты наиболее безболезненного включения в свою орбиту Украины и Грузии. Бесконечно удивляет тот факт, что наши геополитические соседи, окружая Россию военными комплексами, всеми силами стараются замалчивать перед собственными народами факт очевидной угрозы для самих себя. Им словно отказал базовый инстинкт самосохранения. Властная элита этих стран наивно полагает, что в случае войны они будут защищены от любого возмездия. Американцы внушили своим подопытным партнерам из Европы, что тем не стоит бояться восточного соседа. Мол, конвенционные силы у русских в десятки раз меньше, чем у НАТО, а ответить ядерным оружием на «обычные» военные операции они не рискнут. Но наши оппоненты не хотят понять простой истины: кобра, на которую нападают, использует для защиты не хвост или нос, а свое смертельное оружие - ядовитые зубы.

Мы сейчас оказались именно в таком положении. И этот нерадостный для антироссийских сил факт должны учитывать окружающие нас государства, создающие с подачи заокеанских партнеров вокруг нас «зону потенциального риска».

Это «старая добрая» американская тактика - вывести потенциальную зону возможного конфликта и возможные боевые действия на чужие территории - и сейчас остается в основе американских доктрин и стратегий безопасности.

В силу специфики профессии мне, как и другим моим коллегам-международникам, приходится самым серьезным образом анализировать выступления политиков США, доктрины и военно-политические издания Соединенных Штатов. Из этого анализа очевидно, что американцами сформирован основательный план действий против России, который состоит из пяти основных направлений.

Первое направление - военно-политическое. Оно подразумевает окружение России новыми военными базами, площадками и новыми плацдармами для размещения всего набора систем вооружений. Для этой цели прекрасно подходит как Прибалтика, так и Украина, потому что резко сократившееся подлетное время ракет, выпущенных, например, из приграничных с Россией районов Латвии и Украины в сторону Москвы, существенно снижает возможность их нейтрализации. Кроме того, американцы последовательно разрабатывают доктрину «нейтрализующего» («парализующего») удара по России, которая, в свою очередь, тоже делится на два варианта. Наиболее опасный, первый, состоит в том, что нас предполагают «нейтрализовать», то есть наносить «сокрушающий» удар конвенционным, неядерным оружием. Россия же, как они полагают, не имеющая права отвечать на такую агрессию ядерным ударом, не имея достаточных возможностей, потерпит неминуемое поражение. Вариант второй, нежелательный для Запада, - применение одной или обеими сторонами конфликта ядерного оружия. И хотя последствия этого варианта, скорее всего, будут непредсказуемыми, американцы считают главным при таком развитии событий сделать все возможное, чтобы ограничить территорию столкновения евразийским театром военных действий.

Вместе с тем одна из главных целей военно-политической конфронтации - втягивание России в полномасштабную гонку вооружений и ее экономическое изматывание.

Второе направление удара по России - это комплексные меры подрыва российской экономики. В свое время все это делалось и в отношении Советского Союза, в том числе с учетом вышеупомянутых мер по навязыванию непомерных военных расходов. Но современные санкции - это гораздо более глубокое, технологичное и эшелонированное оружие. Оно призвано нанести несравнимо больший ущерб финансовому, экономическому и технологическому потенциалу России, если объем и характер санкционных инструментов (а их - великое множество) будет и дальше нарастать.

Третье направление - подрыв межнационального мира и согласия в России. Работу по разрушению межнациональных отношений в России предполагается, судя по всему, сочетать с созданием конфликтов и очагов межконфессиональных столкновений в странах Центральной Азии и Кавказа.

Почему американцы так лояльно относятся к так называемому «Исламскому государству», прекрасно понимая всю его сущность? Потому что в его ряды вступают боевики из Центральной Азии и Северного Кавказа, которые, получив необходимый боевой опыт в той же Сирии, как ожидается, вернутся на историческую родину и превратятся в прекрасный инструмент внешнего и внутреннего влияния на Россию. Кроме работы с боевиками, данный план предусматривает и активное воздействие на общественное сознание национальных меньшинств, исторически проживающих на территории России. Речь здесь идет не только о татарах Крыма, которых пытаются активно экзальтировать и использовать как детонатор в отношении всех тюркоязычных народов России. Например, ведется активная работа с финноугорскими народами России. В Ханты-Мансийск в 2008 году наведывался Президент Эстонии, он публично доказывал «непросвещенным» представителям финноугорских народов России, что настоящую, подлинную свободу и демократию они смогут почувствовать только тогда, когда получат собственную государственность. На что ориентирована вся эта деятельность - объяснять не нужно.

Четвертое направление программы борьбы против России - подрыв наших традиционных ценностей - семьи, устоев, морали, нравственности, веры. Русская православная церковь как одна из основ и опор толерантного и многоконфессионального российского общества является в этой борьбе одной из главных мишеней. Наибольшее раздражение у идеологов антироссийской стратегии вызывают усилия РПЦ по сохранению и укреплению цивилизационного единства духовно близких православных народов, в чем усматривается поддержка неприемлемых для Запада процессов евразийской интеграции. В этой же логике активизируется деятельность по искусственному разжиганию несвойственного для России исламского радикализма.

Пятое направление - информационное. Инициируя и провоцируя эти разрушительные общественные процессы в России, наши заокеанские «партнеры» подкрепляют их еще одним, крайне опасным и токсичным для общественного сознания Запада направлением - информационной войной. Зачем из России лепят образ врага, какова цель этой политики - становится очевидным в контексте всех приведенных выше направлений антироссийской стратегии.

Все перечисленные аспекты выстраиваются в стройную доктрину, которая, по моему убеждению, полновесно запущена в работу. Разумеется, так называемое «сдерживание России» этими элементами не исчерпывается. К стратегическим целям относятся и подрыв инициируемых нашей страной интеграционных инициатив, и противодействие формированию каких-либо коалиций с участием России и многое другое.

Особняком в этой стратегии стоит целеустановка на дискредитацию концепции Русского мира, низведение ее до некоего националистического лозунга. Нарастающая агрессивность против Русского мира свидетельствует о том, что западные идеологи усматривают особую эффективность этой концепции как основы восстановления единства сложившегося вокруг России цивилизационного пространства. В этой связи ясный, глубоко аргументированный нарратив о смыслах Русского мира представляется исключительно востребованным. Отсутствие обстоятельной проработки этих смыслов приводит к непониманию и негативным высказываниям о Русском мире со стороны руководителей государств, представляющих наряду с Россией его основу (Белоруссии, Украины, Казахстана и др.). Все это делает особо актуальным изложение концептуальной основы Русского мира, которая, кратко и в общих чертах, представляется следующей.

«Русский мир» - понятие не этническое, а цивилизационное. Это мир многонациональный и многоконфессиональный, сформировавшийся как единая система перед лицом исторических вызовов, угроз, агрессий и испытаний, в интересах сохранения всего многообразия культур, языков, традиций и национальной идентичности составляющих его народов. Именно это понимание лежит в основе «инстинкта самосохранения» Русского мира. Его стержнем является наиболее крупный, имеющий крепкие духовные и исторические корни, обладающий устойчивой толерантностью к другим этносам и конфессиям русский народ, включая все его основные ветви - велико-, мало- и белорусскую.

Русский мир имеет свою историческую территорию - Восточную Европу и Северную Азию. Его коммуникационной основой является русский язык. В философском смысле он относит себя к поствизантийской и, в своей основе, восточно-христианской цивилизации. Русский мир в полной мере осознает географическую (стратегическую) значимость и природные богатства территории своего обитания и нарастающие для нее угрозы. Русский мир сегодня признает свою разделенность, возникшую в результате прекращения существования СССР, и готов защищать свои права вне границ Российской Федерации на основе принципов международного права, хотя и не претендует на присоединение территорий, занимаемых русским и русскоязычным населением за рубежами России.

Недопущение закрепления этих простых постулатов, касающихся Русского мира, в массовом сознании, прежде всего народов ближнего зарубежья и европейских стран, предотвращение появления темы нарушения прав русского и русскоязычного меньшинств в каких-либо международно-правовых документах и в международном информационном пространстве также относятся к числу приоритетных задач ведущейся против России идеологической и пропагандистской работы.

Суммируя вышесказанное, рискну предположить, что простого выхода из этой ситуации не будет. Предостерег бы и от иллюзий, в том числе по крымской теме, что постепенно все забудется и сойдет на нет. Наиболее вероятным сценарием мне представляется нарастание напряженности и возникновение серьезного международного кризиса, подобного Карибскому, к концу 2017 года. Именно в последние месяцы нынешнего срока пребывания В.В.Путина на посту президента можно прогнозировать, что наши западные «друзья и партнеры» пойдут на любые, самые немыслимые провокации и конфликты, лишь бы не допустить продолжения президентства В.В.Путина. Каков будет «пакет сюрпризов» с их стороны - даже представить себе сложно. Но он будет. Особенно, если новым президентом США будет избран представитель воинствующего антироссийского крыла американской элиты.

Выход к новому миропорядку через кризис, через балансирование на грани войны - вещь крайне опасная, но, к сожалению, весьма обычная для человеческой истории. Именно через кризисы мы выходили на понимание неделимости безопасности, на переговорные процессы и подписание важнейших международных договоров, закрепляющих складывающееся мироустройство.

Международная практика показывает, что только такие кризисы, когда под вопросом оказывается само существование целых держав, когда призрак «ядерной зимы» и «расписание кошмара» угрожают стать реальной действительностью, заставляют садиться за стол переговоров и искать трудный компромисс самых неуступчивых оппонентов. Так, например, тот же Карибский кризис в свое время стал катализатором длительного переговорного процесса, который привел нас к Белграду и Хельсинки, к фундаментальным договоренностям, которые, в свою очередь, на много десятилетий легли в основу архитектуры коллективной безопасности Евро-Атлантики.

Сейчас наши оппоненты под любым предлогом (а чаще без оного) уклоняются от таких переговоров. Они понимают, что достигнутые позитивные договоренности, строящиеся на учете взаимных интересов, будут означать завершение периода, когда США и коллективный Запад наслаждались «концом истории» и своим глобальным доминированием. Новые договоренности могут означать только одно - конец однополярного мира и монополии Соединенных Штатов в мировой политике.