О легитимности общекрымского референдума 2014 года. Аналитический доклад.

Более трех лет прошло с момента исторического воссоединения Крыма с Россией, однако до сих пор группа западных государств, вопреки принципам международного права, упорно продвигают в международных организациях, в т.ч. в ООН, тезисы об "оккупации" и "аннексии" Крыма Российской Федерацией, игнорируя законное волеизъявление народа Крыма, выраженное им в ходе Общекрымского референдума 16 марта 2014 года.

В этой связи группа экспертов юристов-международников провела анализ правовой ситуации, результатом которой стал настоящий аналитический доклад.

 

1. 23 февраля 2014 года в Киеве произошел государственный переворот, в результате чего власть была узурпирована противниками законно избранного президента Украины В. Ф. Януковича, который в связи с угрозой его жизни был вынужден выехать из Киева.

23 февраля 2014 г. была предпринята незаконная попытка смещения президента, грубо нарушена процедура, предусмотренная ст. 108 Конституции Украины. При этом обещанные В. Ф. Януковичу   гарантии, указанные в Соглашении об урегулировании политического кризиса на Украине 21 февраля 2014 года, подписанные при посредничестве представителей Евросоюза (от имени руководства ФРГ, Франции и Польши), не были обеспечены.

Группа лиц во главе с А. Турчиновым и А. Яценюком захватила и присвоила себе государственные полномочия силовым, насильственным путем. Нормы украинской Конституции были попраны, Конституция фактически перестала действовать, поскольку были утрачены необходимые законные условия для её применения.

Вместе с тем, в Крыму, в отличие от Киева, продолжали работу законно избранные органы государственной власти, и Автономная Республика Крым продолжала осуществлять свой суверенитет на своей территории в соответствии со своей Конституцией. При этом необходимо иметь в виду, что Автономная Республика Крым сохраняла свой особый статус, выходящий за рамки унитарности украинского государства в связи с иным национальным составом по сравнению с Украиной (65% этнические русские и 13% крымские татары), и само ее пребывание в составе Украины после провозглашения суверенитета Автономной Республики Крым Актом от 11 сентября 1991 г. являлось компромиссом, основанным на соблюдении ее особых прав автономного образования в рамках унитарной Украины.   Госпереворот в Киеве и нависшая над Крымом угроза этнической чистки и гражданской войны разрушили этот компромисс.

Согласно разделу 10 Конституции Украины 1996 года, на территорию Крыма распространялся именно автономный правовой статус, который юридически относится к правам народов. Согласно статьи 138.2 данного раздела Конституции Украины, в частности, к ведению Автономной Республики Крым отнесена "организация и проведение местных референдумов", причем возможный предмет таких референдумов этим специальным "крымским" разделом Конституции не ограничивается.

Действия крымских властей в сложившихся на Украине условиях имели правовой характер. На основе убедительного результата референдума (96,77 % проголосовавших поддержало воссоединение Крыма с Россией при явке 83,1 %) 17 марта 2014 г. была провозглашена независимая суверенная Республика Крым.

Что же касается города Севастополя, то следует отметить, что 29.10.1948 г. по указу Президиума Верховного Совета РСФСФ он был выделен из состава Крымской области и подчинён непосредственно республиканской власти.

Поэтому включение де-факто русского города Севастополя (ст.133 Конституции Украины) в состав Украины не основано на каких-либо нормативных актах России о его передаче в состав Украины и является ничем иным, как односторонним решением Украины о включении русского города Севастополя в свой состав, что необходимо рассматривать с правовой точки зрения, как захват Украиной чужой территории.

Проведенный 16 марта 2014 г. в городе Севастополе референдум подтвердил еще раз это обстоятельство (за воссоединение с Россией проголосовало 95,6 % избирателей при явке 89,5 %) и город Севастополь вновь обрел свой особый статус.

В сложившейся ситуации жители Крыма в полном соответствии с положениями Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 г., принимая во внимание, что новая (по сути преступная) киевская "власть" относилась с пренебрежением и презрением к правам человека, прежде всего русского национального меньшинства Украины, осуществляла варварские акты в отношении своих граждан, а их права и жизни более не защищались этой "властью", правильно приняли решение о проведении референдума о независимости и воссоединении с Россией, что позволило избежать применения вооружённого насилия в отношении республики и её жителей.

В этой части действия законных властей и граждан Крыма полностью согласовывались с нормами права, в частности, с положением части 2 статьи 27 Конституции Украины о праве "каждого защищать свою жизнь и жизнь других людей от противоправных посягательств".

Референдум в Крыму, прошедший под наблюдением свыше 150 международных наблюдателей 16 марта 2014 г. в связи с государственным переворотом, в условиях захвата власти в Киеве националистами и экстремистами, стал реализацией права народов на самоопределение. До 16 марта 2014 года Автономная Республика Крым существовала в виде автономии в составе Украины, имеющей также и свою Конституцию АРК, принятую 21 октября 1998 года. В статье 48 данной Конституции АРК под названием "Гарантии и обеспечение статуса и полномочий Автономной Республики Крым" предусмотрено, что эти гарантии обеспечиваются демократическими институтами общества, к которым относится и референдум по любому важному вопросу для населения республики.

Кроме того, следует учитывать, что даже в преамбуле Конституции Украины говорится о признании и констатации права народов Украины на самоопределение. Также в этой Конституции, в соответствии со статьей 69, гарантируется народное волеизъявление посредством проведения референдума. Причем цель референдума определена как проявление одной из форм непосредственный демократии.

В сложившейся ситуации, когда нависла реальная угроза жизни и безопасности крымского населения, народ Крыма самостоятельно решил свою судьбу путем мирного референдума, не прибегая к вынужденному крайнему средству – восстанию против тирании и угнетения, что спасло тысячи людских жизней.

2. Действия жителей Крыма также согласуются с Международным пактом о гражданских и политических правах, принятым резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 16.12.1966 г., в котором запрещаются пытки, жестокое обращение, унижающее достоинство (ст.7),  национальная дискриминация, вражда (ст. 20) ("Москаляку на гиляку - русского на виселицу!", "Крым украинский либо безлюдный!" - самые популярные лозунги украинских националистов); отмена (приостановка) действия Закона о государственной языковой политике Украины означала по существу запрет на использование русского языка и это при том, что русскоязычное и русско-культурное население Крымского полуострова составляет свыше 85 процентов.

В статье 26 указанного Пакта провозглашается равенство всех людей перед законом, запрет всякого рода дискриминации и защита против дискриминации по признаку языка, национальности, политических убеждений.

Народ Крыма такую защиту видел только в самоопределении и воссоединении с исторической Родиной, в составе которой они находились более 200 лет (с 8 апреля 1783 года после подписания императрицей Екатериной II Манифеста "О принятии полуострова Крымского, острова Тамань и всей Кубанской стороны под Российскую державу").

Последующие события на Украине подтвердили правильность выбора народов Крыма (кровавые события в Одессе, гражданская война на Донбассе).

3. Данные действия по проведению референдума были законны и обоснованы, поскольку на Украине:

а) был совершен антиконституционный государственный переворот при поддержке зарубежных государств (В. Нуланд подтвердила факт долгосрочного финансирования подготовки и проведения акций, направленных на подрыв государственного устройства Украины);

б) фактически государственный переворот подтвержден решением Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 27 декабря 2016 года, вступившего в законную силу по заявлению В. Олейника об установлении юридического факта государственного переворота в Украине в феврале 2014 года и в соответствии с Конвенцией стран СНГ от 22 января 1993 года  "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" (г. Минск), решения, которые вступают в юридическую силу по факту, автоматически признаются во всех 12 странах-подписантах Конвенции, в том числе, и в Украине (ст. 51);

в) отсутствовала легитимная власть на Украине, несмотря на то, что в части 3 статьи 5 Конституции Украины предусмотрено, что никто не может узурпировать власть. Ударной силой узурпаторов являлись созданные и функционирующие вопреки требованиям части 6 статьи 7 Конституции Украины вооруженные формирования, не предусмотренные законами Украины, в виде "Правого сектора", УНА-УНСО, "Свободы" и других. Нацистские палачи и предатели периода Второй мировой войны новой властью были объявлены национальными героями, а нацизм стал основой государственной идеологии, террор превратился в основной инструмент государственной политики.

В дальнейшем незаконные вооружённые формирования использовались для жестоких репрессий в отношении граждан Украины, которые выступили противниками государственного переворота, вплоть до произвольного лишения жизни, запрещённого ч.1 ст. 27 Конституции Украины. Об этом свидетельствуют множественные факты расправы, жестокого обращения и унижение человеческого достоинства, лишение жизни людей националистами в районе города Черкассы, в отношении жителей Крыма, выступивших в защиту Конституции на Майдане, нападения на автобусы, поджог и убийство возвращавшихся из Киева в Крым граждан, направление из Киева в Крым т.н. "поездов дружбы", провокации на почве межнациональных конфликтов и пр., что свидетельствует о грубом нарушении требований части 1 статьи 28 Конституции Украины.

г) было осуществлено физическое преследование и покушение на жизнь законно избранного президента Януковича В. Ф., убийство на Майдане в Киеве милиционеров из Крыма Федюкина А.В., Власенко Д.А, Гончарова В.И., охранявших общественный порядок на Майдане;

д) крымчанами в условиях госпереворота было реализовано право населения на защиту в связи с угрозой жизни и безопасности населения Крыма, разжигания гражданской войны. В Крыму были созданы силы самообороны с участием казаков, ополчения, совместно с частью местной милиции, под началом назначенного законным президентом В. Ф. Януковичем главы правительства Крыма С. В. Аксенова. Число ополченцев составляло около 10 000 человек.

е) вопреки требованиям ч.4 ст.17 Конституции Украины о запрете использования вооруженных сил страны для ограничения прав и свобод граждан, Министерством обороны Украины готовилась высадка десанта Украины с целью срыва референдума, о чем стало известно в Крыму и в Москве.

Начальник Генерального штаба Вооруженных сил Украины (ВСУ) В. Муженко заявил, что в марте 2014 года киевским руководством обсуждалась возможность высадки десанта в Крыму для противодействия проведения референдума о воссоединении полуострова с Россией. Об этом он сказал в интервью "Украинской правде" -"1 марта 2014 года мы вместе с заместителем начальника Главного оперативного управления генералом Виктором Назаровым предложили вариант реагирования на ситуацию в Крыму. Предполагалось провести десантную операцию: высадиться на полуострове и захватить аэродромы, усилить там наши группировки". Он добавил, что предлагалось перехватить узкий перешеек между самим Крымом и Керченским полуостровом, а также перерезать движение на трассах Симферополь — Севастополь и Симферополь — Ялта. По его словам, вечером 1 марта 2014 года самолеты были отправлены на аэродромы для загрузки десанта. Однако в связи с принятыми Россией и Крымом мерами безопасности данное решение было отменено.

4. Обращение Верховного Совета Автономной Республики Крым к Президенту России с просьбой об оказании содействия в обеспечении мира и спокойствия на территории Крыма.

28 февраля 2014 г. по согласованию с законно избранным президентом Украины В. Януковичем Верховным Советом Автономной Республики Крым было сформировано и начало функционировать новое правительство во главе с С.В.Аксеновым. 1 марта 2014 года В. А. Константинов и С. В. Аксенов обратились с обращением к крымским силовикам и Президенту России с просьбой о защите народа Крыма и временно переподчинили себе силовые структуры.

5. По мнению США и стран Евросоюза, референдум якобы носит нелегитимный, антиконституционный характер по причине присутствия во время его проведения в Крыму российских вооруженных сил.

Однако необходимо отметить, что Россия в этот момент действовала в полном соответствии с международным правом, поскольку её военное присутствие в Крыму (Черноморский флот) было обусловлено наличием международного договора с Украиной и международным правом. Вооружённые силы России могли передвигаться по территории Крыма, поскольку это предусмотрено международным договором между Россией и Украиной, который был ратифицирован Верховной Радой Украины.

Нахождение войск РФ в Крыму и в городе Севастополе обусловлено международным соглашением от 28 мая 1997 года. Военнослужащие ВС РФ участие в голосовании не принимали и не могли повлиять на его результат.  Поскольку существовала реальная угроза захвата СБУ и "Правым сектором" административных зданий, в целях срыва проведения референдума, обеспечение правопорядка на участках голосования осуществляли бойцы самообороны и народные дружинники, из числа жителей Крыма, которые также не влияли на подсчет голосов.

В качестве возражения на необоснованные обвинения 3 марта 2014 г. Постоянный Представитель России в ООН В.И.Чуркин на заседании СБ ООН представил текст обращения Президента Украины В. Ф. Януковича к Президенту России В.В.Путину с просьбой о военной помощи: "Как законно избранный Президент Украины заявляю. События на Майдане, незаконный захват власти в Киеве привели к тому, что Украина оказалась на пороге гражданской войны. В стране царят хаос и анархия, жизнь, безопасность и права людей, особенно на Юго-Востоке и в Крыму под угрозой. Под воздействием западных стран осуществляется открытый террор и насилие, люди преследуются по политическим и языковым признакам. В этой связи обращаюсь к Президенту России В. В. Путину с просьбой использовать Вооруженные силы Российской Федерации для восстановления законности, мира, правопорядка, стабильности и защиты населения Украины. В. Ф. Янукович, 1 марта 2014 г."

Юридически, до переизбрания или самостоятельной отставки, В. Янукович продолжал сохранять свою легитимность, как Президент государства.

18 марта 2014 г. Президент России в своем обращении подчеркнул, что "Россия не вводила войска в Крым, а лишь усилила свою группировку, при этом не превысив предельную штатную численность, предусмотренную международным договором". Такие меры были предприняты в целях защиты "жизни граждан Российской Федерации, наших соотечественников и личного состава воинского контингента Вооруженных Сил Российской Федерации, дислоцирующегося в соответствии с международным договором на территории Украины" в условиях беззакония и угроз националистических экстремистов.

Более того, Президент России подтвердил свое конституционное право в национальном парламенте государства на использование российских войск за рубежом, но им не воспользовался (Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации № 48-СФ от 1.03.2014 г.)

Таким образом, необоснованные обвинения в применении российских вооруженных сил до, во время и после референдума в Крыму юридически не подтверждены и остаются лишь попытками изобрести "аргументы" против легитимности референдума.

Центральный вопрос в ситуации кризиса на Украине, спровоцированного антиконституционным, криминально-бандеровским переворотом в Киеве в результате вооруженного захвата власти экстремистами, связан с вопросом о законности самой этой "власти". Те, кто пришел к власти на Украине вооружённым путем, совершили уголовное преступление и их действия не могли иметь юридической силы для Российской Федерации.

В этой связи неубедительным является заключение Венецианской комиссии о Крымском референдуме от 21 марта 2014 г. № 762 / 2014CDL-AD(2014)002 о том, что "имеются многочисленные положения украинской Конституции, очень чётко свидетельствующие, что отделение части территории страны не может быть предметом местного референдума", поскольку конституционные положения, касающиеся функционирования органов власти Украины, действовавшие до государственного переворота в Киеве, были разрушены, а чрезвычайные обстоятельства в Крыму (реальная угроза жизни крымчан, как высшей ценности; развязывание гражданской войны) не позволяли провести референдум без мер по обеспечению его проведения, входящих в компетенцию законных властей Крыма.

Подводя итог, необходимо констатировать, что в Крыму произошла сецессия (т.е. добровольный выход из состава неуправляемого законной властью государства), провозглашение государственной независимости легитимным представительным органом в лице Верховного Совета Автономной Республики Крым, подтверждённое на референдуме, одобрившим отделение от Украины. За ней последовало вступление независимого крымского государства в Российскую Федерацию и воссоединение с Россией в соответствии с волеизъявлением народа Крыма, что в корне исключает аннексию, т.е. силовое присоединение одним государством части другого.

Поэтому в подобных случаях необходимо юридически различать "сецессию" от "аннексии", как, примерно, между добровольно "принять" и силой "отобрать".

Таким образом, утверждение некоторых политиков о том, что Крымский референдум проведен якобы с нарушением международного права, выглядит абсурдным, а принятая под давлением западных стран в спешке и без объективного правого анализа         резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № A/RES/68/262 от 27 марта 2014 года о "территориальной целостности" Украины, представляется необоснованной.

Декларация независимости не нарушает нормы международного права и не может этого сделать, что подтвердил Международный суд ООН, который в своем решении от 22 июля 2010 г. подтвердил, что "одностороннее провозглашение независимости частью государства не нарушает какие-либо нормы международного права… Общее международное право не содержит какого-либо применимого запрета на провозглашение независимости".

6. Легитимность референдума жителей Крыма от 16 марта 2014 года дополнительно усиливается еще и потому, что Постановлением Верховного Совета РФ от 21 мая 1992 года № 2809-1, которым Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 05.02.1954 г. "О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР" признано не имеющим юридической силы с момента принятия как принятого с нарушением Конституции (Основного Закона) РСФСР и законодательной процедуры.

Верховный Совет Российской Федерации принял решение о возвращении незаконно утраченной территории и при этом не устанавливал протекторат России над Крымом, а оставил это решение на будущее, с участием жителей Крыма и на основе его волеизъявления. Образовавшийся правовой вакуум, правовая неопределенность в отношении статуса Крыма спустя 22 года были преодолены на основе демократического волеизъявления его народа о воссоединении с исторической Родиной – Россией.

Таким образом, референдум в Крыму, в том числе в городе Севастополе, состоявшийся 16 марта 2014 года, посредством которого народы, населяющие полуостров Крым, самостоятельно на демократических началах определили свою судьбу, был проведен легитимно и должен быть признан таковым зарубежными государствами.

 

Молохов А. В., кандидат исторических наук, председатель Московской коллегии адвокатов "Последний дозор"

Власов А. А., доктор юридических наук, профессор

Моисеев А. А, доктор юридических наук

Хриенко П. А., доктор социологических наук, профессор

Кононенко В. И., кандидат юридических наук, доцент

Иоффе М. Л., вице-президент Международной Ассоциации русскоязычных адвокатов

 

20.06.2017 г.