Как известно, 10 лет Республика Крым при поддержке российского руководства последовательно работала на международной арене по вопросу признания странами мира легитимности крымского референдума 2014 г., в ходе которого св. 96% жителей Крымской автономии высказались за её законный выход из состава Украины в связи с антироссийским государственным переворотом в Киеве, угрозой войны и этнической чистки на полуострове. Референдум проходил на основе как крымской, так и украинской конституции, предусматривающей в ст. 138, п.2 право крымчан на организацию и проведение собственных референдумов. В деле защиты права крымчан на определение своей судьбы нам удалось добиться значительных успехов - в ООН поддержка антироссийских резолюций по Крыму сократилась со 100 до 60 голосов из 193, что составило менее одной трети стран-членов ООН. По существу это была борьба за признание территориальной целостности России и закрепленного в документах ООН права любой страны на объединение с другим государством. Турция, вопреки положениям исторических российско-турецких договоров, в которых она признавала полуостров российским, теперь отказалась от этого. Это общеизвестные факты.
Но работа крымского руководства велась, помимо ооновских рамок, во многих других международных организациях. Особый акцент делался на дружественном объединении стран БРИКС, члены которого ни разу не голосовали на международных площадках за антикрымские резолюции. Сегодня представители Крыма приглашаются на различные форумы объединения БРИКС, которое закономерно рассматривается как важнейшая ячейка формирующегося полицентричного мира.
На днях Эрдоган выступил с обращением к участникам сборища противников воссоединения Крыма с Россией, которое правильнее было бы называть не “крымской”, а “антикрымской платформой”. Россия великодушно позволила его собрать в Киеве. Оно не могло не вызвать негативной реакции в Москве. Д.С.Песков неслучайно дипломатично констатировал серьезные разногласия с Анкарой по крымскому вопросу. Мало того, что турецкий президент назвал крымскотатарский народ, являющийся одной из ветвей российского татарского народа, турецкими соотечественниками, что само по себе читается политэкспертами как возобновление неких претензий Анкары на Крым (ведь Эрдоган утверждал в том же обращении, что его турецкие соотечественники являются коренным народом полуострова), но ещё и заявлял о “страданиях” крымских татар в сегодняшнем Крыму. Он, разумеется, не упоминал, что крымские татары, вернувшись в Россию, сразу получили всё, о чем мечтали, - свой государственный региональный язык, систему образования и средства массовой информации на родном языке, легализацию старых и строительство новых мечетей, включая красивейшую соборную мечеть в Симферополе, на открытие которой Эрдоган приглашен нашим президентом. Не заметил он ни всемерной поддержки госорганами крымскотатарской культуры, ни широкого участия крымских татар в органах власти республики, ни выделенной им многомиллиардной помощи на их развитие, ни многого другого. Национальным меньшинствам в Турции, в том числе татарам, о таких правах можно только мечтать!
Но самой главной ошибкой многоопытного политика является то, что свое заявление он сделал накануне рассмотрения заявки Турции на членство в БРИКС, где, решения принимаются консенсусом и где Анкара, будучи единственным членом блока НАТО, заявляющего, что он ведёт войну с Россией - страной-соосновательницей БРИКС, - получит возможность блокировать участие крымских представителей в работе объединения.
У крымчан, естественно, возникает вопрос, что станет с результатами их десятилетних трудов по признанию российского статуса Крыма и какую позицию будет занимать БРИКС, приняв Турцию в свои ряды?
Хотя, может быть, Анкара замышляет ради вступления в ассоциацию выйти из НАТО и признать российский статус Крыма? И в целом наши эксперты задаются вопросом, зачем турецкому лидеру нужны такие кульбиты в отношениях с Россией, которые не соответствуют ни духу, ни букве наших отношений.